Орган представительной власти – Представительные органы государственной власти

Содержание

Представительные органы государственной власти

Представительные (законодательные) органы государственной власти– избираемые народом для общего руководства и осуществления установленной компетенции государственные органы, которые определяют основные направления деятельности государства путем принятия актов, обладающих юридической силой – законов, и контролируют их исполнение.

Виды представительных органов:

Виды структур парламентов:

а) однопалатные;

б) двухпалатные: палата депутатов, представляющих интересы всех граждан, и палата представителей, отражающих интересы социальных групп определенной административно-территориальной единицы государства.

Местное самоуправление означает самостоятельное решение населением какой – либо территориальной общности вопросов местного значения с финансированием за счет средств местного бюджета и под ответственность населения указанной общности.

Основные функции представительного органа:

-принятие законов;

-утверждение бюджетов;

-контроль над Правительством в виде запросов, обсуждения его деятельности, отчетов.

3.3.4. Исполнительные органы государственной власти

Исполнительные органы государственной власти (правительства, министерства) –органы, призванные обеспечить реализацию политики государства и исполнение законов, принятых представительными органами государственной власти. Деятельность по управлению различными областями социальной сферы исполнительные государственные органы осуществляют путем принятия подзаконных решений, оперативной работы и контроля за выполнением принятых решений органами иных ветвей власти.

Исполнительная деятельность указанных органов реализуется путем осуществления решений, принятых представительными органами.

Распорядительная деятельность заключается в управлении путем издания подзаконных актов и выполнения организаторских действий.

Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти:

1) наличие служебной иерархии;

2) существование системы разделения труда;

3) функционирование системы правил, устанавливающих права и обязанности государственных служащих;

4) внедрение в политику управления определенных методов и приемов для решения стоящих задач.

3.3.5.Органы судебной власти государства

Органы судебной власти – государственные учреждения, осуществляющие правосудие. Осуществляют контроль и надзор за исполнением законов и подзаконных актов, решают споры о праве, применяют санкции за правонарушения.

Виды судов России:

  • Конституционный суд,

  • Верховный суд (суды общей юрисдикции),

  • Высший арбитражный суд (арбитражные суды).

Виды судопроизводства:

Каждая из ветвей власти, осуществляя собственные полномочия, обладает функцией контроля и ограничения действий других ветвей власти в случае их выхода за пределы полномочий.

4. Теория права

    1. Понятие, принципы и функции права

Важную роль в организации общественной жизни, регулировании поведения людей и деятельности коллективов играет право.

Право – система правил поведения, направленных на регулирование общественных отношений, создание в общественных отношениях порядка.

4.1.1.Понятие и признаки права

Право – система общеобязательных, формально определенных норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, выражающих волю народа и направленных на регулирование поведения индивидов и организаций.

Право понимают в объективном и субъективном смысле.

Объективное право – совокупность общеобязательных правил поведения, выраженных в системе юридических норм.

Субъективное право – совокупность правомочий конкретного лица, заключающихся в возможности самостоятельно избирать вид и меру собственного поведения.

Признаки права:

  1. Системность – совокупность правовых норм, характеризующаяся взаимодействием, согласованностью и непротиворечивостью.

  2. Исходит от государства – принимается или санкционируется им.

  3. Охраняется государством – нарушение норм права влечет применение мер государственного принуждения.

  4. Общеобязательность – нормы права распространяют свое действие на всех субъектов, находящихся на территории данного государства.

  5. Формальная определенность – право содержится в определенных формах: нормативно-правовых актах, судебных прецедентах и правовых обычаях.

  6. Регулирует общественные отношения.

studfiles.net

Представительный орган власти — это что такое?

Сегодня практически все известные нам страны являются качественно сформированными правовыми структурами, действующими на основе демократических принципов. Изначально положение дел в мире было куда более плачевным. Это было обусловлено фактическим отсутствием государственной формы организации общества. Вместо неё существовали примитивные родовые общины, регулирование в которых осуществлялось путем личного контроля.

С течением времени общественные отношения приобрели более сложный характер. Люди начали объединяться в более обширные группы, что не позволяло родовым общинам их контролировать. Поэтому на смену данной формы организации общества приходит государственная. За время своего существования она показала исключительную эффективность деятельности. Следует отметить, что в её работе наибольшую роль играют специальные органы, которые уполномочены осуществлять принуждение. Не менее эффективными являются ведомства представительного характера. Они в большинстве своем отыгрывают ключевую роль в процессе координирования общественных отношений той или иной страны. Но мы попытаемся рассмотреть представительные органы государственной власти на примере Российской Федерации.

Что собой представляют властные ведомства?

Из истории мы знаем, что органы государственного управления существовали во все времена. Даже в период распространенности единоличной власти монархов существовали специальные ведомства, которым августейшие особы делегировали свои полномочия. Позднее данный принцип организации государственного управления стал полностью неэффективным.

Ему на смену пришло такое понятие, как разделение власти. Оно подразумевало собой делегирование властных полномочий разным по своей целевой направленности органам. Именно благодаря такому принципу появились ведомства законодательной, исполнительной и судебной сферы. Однако развитие государственного управления на этом не остановилось. Более того, с появлением коллегиальности в деятельности соответствующих ведомств существенно модернизировалась система местного самоуправления. Таким образом, в современной России действует большое количество различных управленческих структур, одними из которых являются представительные.

Представительные органы: понятие

В теории государства и права существует множество терминов, основа которых до конца непонятна. Примером является представительный орган власти. Это многогранное понятие на сегодняшний день является темой работ многих ученых. В данном случае вся загвоздка в том, что разобраться в его сути сразу не удается. Тем не менее, в соответствии с наиболее распространенным мнением, представительный орган власти – это структура, на которую возлагаются определенные полномочия, отличающиеся своей спецификой.

Но представительный характер данных ведомств обусловлен не их правами и функциями. Данная особенность объясняется тем, что население определенной территории делегирует подобным органам свою власть и вверяет им возможность осуществлять контроль.

Разграничение терминов

Довольно часто ученые отождествляют термины «представительный» и «законодательный». В целом, понятия действительно являются похожими между собой. Ведь в обоих случаях представительные и законодательные органы являются ведомствами, которые непосредственно избирает народ определенной территории, будь то государство или сельская община. Однако полностью отождествлять данные понятия нельзя. Суть в том, что когда мы говорим о представительных органах, то учитываются все без исключения ведомства выборного характера. К таковым на сегодняшний день относятся как законодательные структуры, так и органы местного самоуправления. Таким образом, представительные ведомства – это более обширная система официальных государственных организаций. Но в неё входят специальные, центральные органы, одним из которых является Парламент Российской Федерации.

Высший представительный орган власти в стране

Любая система ведомств координируется единым центром, который имеет наибольшее количество полномочий. Представительный орган власти – это, как мы выяснили, специальное ведомство, выбранное населением определенной территории. Если обратить в данном контексте внимание на Парламент Российской Федерации (Федеральное собрание), то он является классической выборной структурой. В целом, подобный юридический статус законодательного органа является одинаковым во всех государствах. В России Федеральное собрание есть ключевым ведомством, которое имеет право издавать официальные акты высшей юридической силы.

Полномочия и избрание парламента

Итак, мы выяснили, что Федеральное собрание есть не что иное, как представительный орган власти. Это говорит о многих специфических моментах подобного ведомства. Прежде всего, необходимо отметить тот факт, что Федеральное собрание является двухпалатным органом. При этом каждый структурный элемент ведомства является выборным. Что касается полномочий Федерального собрания, то они довольно обширны. Парламент России имеет право:

  • утверждать и изменять границы между субъектами РФ;
  • фактически утверждать нормативные акты Президента, которые вводят военное положение;
  • решать вопросы о возможности и необходимости использования Вооруженных Сил за пределами государства;
  • издавать федеральные законы, изменять Конституцию РФ;
  • назначать и освобождать от должностей некоторых государственных служащих.

Данный список полномочий Федерального собрания не является исчерпывающим. Следует отметить, что парламентские палаты также имеют исключительные права. Однако наличие данных особенностей подтверждает статус Федерального собрания как высшего представительного органа в РФ.

Выборные органы местного самоуправления

Власть на местах всегда имела большое значение для государств. Суть в том, что органы самоуправления в отдельных районах, областях и других территориальных формированиях являются гарантом законности и благополучия граждан. При этом права выборных ведомств такого типа являются довольно обширными. Это обусловлено несколькими фактами:

  • во-первых, подобные ведомства находятся в непосредственной близости к населению определенной территории;
  • во-вторых, местное самоуправление занимается решением наиболее мелких, поточных вопросов деятельности общины.

Таким образом, существование подобных ведомств есть необходимым, даже если мы говорим о больших территориальных формированиях, коими являются города.

Какие выборные органы самоуправления существуют?

Местная власть в Российской Федерации представлена довольно развитой сетью различных ведомств. В данном случае нужно отметить, что их структура и формы деятельности во многом зависят от этнических особенностей определенной территории. К наиболее распространенным органам местного самоуправления относится:

  • парламент субъекта РФ;
  • администрация поселка.

В обоих случаях ведомства осуществляют координирование общественных отношений на определенной территории. Городская дума или же парламент субъекта РФ, как мы понимаем, является куда более обширной структурой, нежели сельская администрация. Тем не менее, полномочия данных органов в обоих случаях являются существенно ограниченными. Городская дума имеет право решать только те вопросы, которые непосредственно касаются деятельности подконтрольной ей территории. К тому же акты подобных органов не могут противоречить федеральным законам и положениям действующей Конституции.

Вывод

Итак, мы рассмотрели представительные органы федерального значения, а также ведомства, относящиеся к местному самоуправлению. Их работа является довольно значимой на сегодняшний день, особенно учитывая масштабы нашей державы.

fb.ru

4. Представительные органы власти: задачи и типология.

К числу представительных государственных органов относятся

законодательные учреждения и местные органы власти и самоуправления. Они формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.

Функции законодательной власти осуществляют высшие представительные органы государства. Законодательный орган занимает главенствующее положение в механизме государства, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.

При демократическом государственном строе высшим представительным и законодательным органом является парламент. Он представляет суверенитет народа, и только он один правомочен выражать волю народа в форме закона. «Парламент» – это общеродовой термин. В Англии, Индии, Канаде, Финляндии, Японии и ряде других стран законодательный орган непосредственно именуется парламентом. В остальных странах этот государственный орган называется иначе (например, Сейм — в Польше, Фолькетинг — в Дании, Альтинг — в Исландии, Конгресс — в Соединенных Штатах Америки).

Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат — нижней и верхней, которые в принципе обладают одинаковыми законодательными полномочиями (в США — это Палата представителей и Сенат, в Австрии — Союзный совет и Национальный совет, в Индии — Народная палата и Совет штатов). В Федеративной Республике Германии законодательные полномочия осуществляет нижняя палата – Бундестаг, а Бундесрат, осуществляющий представительство земель, может лишь затормозить принятие того или иного закона, опротестовав законопроект в Федеральном конституционном суде.

Двухпалатная парламентская система имеет место и в некоторых унитарных государствах. Это в значительной мере обусловлено стремлением к более устойчивому равновесию сил между исполнительной и законодательной властями, при котором ничем не ограниченная власть одной палаты сдерживается созданием второй палаты, формируемой на иной основе (например, Палата общин и Палата лордов в Англии).

Однопалатные парламенты существуют главным образом в странах с более или менее однородным национальным составом населения или небольших по территориальным размерам (Венгрия, Дания, Польша, Финляндия).

При парламентах образуются и действуют различные комитеты и комиссии (постоянные и временные), которые призваны обеспечивать более эффективную деятельность законодательного органа. Они ведут работу по конкретным вопросам, входящим в компетенцию парламента: бюджетно-финансовую деятельность, международные дела, здравоохранение, ведают вопросами социальной политики, борьбы с преступностью, обороны страны и другими.

Наряду с непосредственным законотворчеством парламент обладает верховными финансовыми полномочиями, осуществляет контроль над исполнительной властью, а также решает другие важные вопросы государственной жизни общества.

Финансовые полномочия парламента.Решение финансовых вопросов, прежде всего рассмотрение проекта государственного бюджета, являет особую парламентскую прерогативу. Утверждая государственный бюджет, парламент сравнивает общую сумму расходов с общей суммой доходов, классифицирует расходы по статьям, определяет их важность для экономики и других сфер общественной жизни и, таким образом, делает достаточно эффективным парламентский контроль за расходованием финансовых средств государства.

Контроль парламента над исполнительной властью. Парламент осуществляет контроль над органами исполнительной власти самыми разнообразными методами. Первый из них заключается в том, что парламент

участвует в назначении различных должностных лиц и органов, составляющих исполнительную власть. Главным видом парламентского контроля над исполнительной властью является назначение парламентом главы государства. Такой контроль в полном объеме осуществляется в парламентарных республиках. При президентском правлении, где выборы главы государства проводятся на основе всеобщего избирательного права, в том числе коллегией выборщиков, участие парламента в формировании главы высшей исполнительной власти номинально. К примеру, Конгресс США занимается лишь подсчетом голосов избирателей при выборах президента, и только в том случае, если ни один из кандидатов не соберет абсолютного большинства голосов, Палата представителей избирает президента, а Сенат — вице-президента. Во Франции в выборах кандидата на пост главы государства участвуют члены парламента, более того, каждый депутат должен заручиться поддержкой не менее 100 лиц, в числе которых должны быть члены парламента, члены Экономического и социального совета, генеральные советники или выборные мэры.

В зависимости от формы государственного правления парламент или иной мере участвует в процедуре назначения главы правительства и кабинета и, таким образом, оказывает влияние на структуру, персональный состав и характер деятельности правительства. В ряде стран главы правительства и члены кабинета министров назначаются парламентом и ответственны перед ним. Это характерно для тех государств, где действует метод прямых выборов исполнительных органов государственной власти. При такой избирательной системе парламент абсолютным большинством палат (палаты) избирает главу правительства, который затем представляет для утверждения в парламент кандидатов в члены правительства.

В некоторых странах, согласно конституции, парламент выражает свою точку зрения на кандидатуру главы правительства до формального акта его назначения. Так, в Японии парламент назначает премьер-министра из числа своих членов, после чего император должен утвердить его назначение. Премьер-министр выдвигается резолюцией каждой из палат парламента. Однако, если Палата представителей и Палата советников не могут достичь соглашения в отношении кандидата, то по истечении 10 дней решение Палаты представителей становится решением всего парламента. Премьер-министр назначает государственных министров, которые образуют Кабинет. В соответствии с Конституцией Японии большинство членов Кабинета должны быть избраны из членов парламента.

В государствах с классическим президентским правлением, как известно, полномочия главы государства и главы правительства совмещаются в одном лице, и в их избрании парламент принимает лишь косвенное участие. Однако даже в США члены президентского Кабинета назначаются не по прямому усмотрению президента, а «по совету и с согласия» Сената. По такому же принципу осуществляется назначение послов, консулов, судей Верховного суда.

Ответственность исполнительной власти перед парламентом. В цивилизованных странах высшие органы исполнительной власти несут ответственность за свою деятельность перед парламентом. Это выражается в следующем:

– во-первых, глава государства по решению высших представительных органов государственной власти лишается своих полномочий;

— во-вторых, правительство одновременно с главой государства уходит в отставку;

— в-третьих, парламент может лишить мандата отдельных членов правительства и на их место назначить новых;

— в-четвертых, в соответствии с принципами, лежащими в основе парламентарной системы, роспуск парламента по требованию главы государства или правительства сопровождается их ответственностью перед парламентом.

Парламентский контроль предназначен для того, чтобы законодательная власть была в курсе проводимой правительственной политики, конституционными методами способствовала ее общественной полезности и реально гарантировала свободное развитие личности.

Несовместимость должностей.Под несовместимостью должностей понимается правило, запрещающее члену парламента в течение срока его полномочий занимать другие государственные или общественные должности. Цель этого правила – не допустить, чтобы парламентарии могли попасть в зависимость от каких-либо государственных органов власти или интересов частных лиц.

Важным фактором в деятельности многих парламентов является оппозиция, включающая депутатов парламентского меньшинства, которые расходятся по определенным вопросам с политикой парламентского большинства и правительства.

Местные органы государственной власти и местного самоуправления. Эти государственные органы, как правило, имеют представительный характер и действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц (муниципальных советов, префектур-собраний, Советов народных депутатов, национальных советов, коммунальных советов). Местные представительные органы избираются непосредственно населением административно-территориальных единиц. Им подведомственны в пределах, установленных законом, местные предприятия, местный бюджет, вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания, народного образования, здравоохранения, поддержания правопорядка, гражданской обороны, противопожарной безопасности и другие.

Исторически сложились две основные формы организации государственной власти на местах. Наиболее демократичной является такая организация местной власти, при которой все местные дела находятся в руках выборных органов (местного самоуправления) различных уровней. В Японии, например, все основные вопросы внутренней жизни в префектурах, городах, поселках и деревнях решают выборные собрания. В нашей стране местные органы государственной власти также имеют широкие полномочия в самостоятельном решении разнообразных вопросов жизни той или иной административно-территориальной единицы: (поселка, села, города, района, области).

В ряде стран органы местного самоуправления в определенных параметрах ограничены в своих действиях центральной властью. Хотя ведают местным хозяйством, финансами, здравоохранением, дорожным строительством и другими важными вопросами, тем не менее, поддержание правопорядка возлагается на лицо, назначаемое центром. Характерным примером этого является организация местной власти во Франции, где в департаментах центральная власть представлена префектом, который назначается президентом. Префекту подчинены все |ведомственные службы, он осуществляет контроль над муниципальными службами, руководит полицией. Генеральный совет, как орган самоуправления, решает все остальные вопросы местного значения. Муниципальные советы, действующие в коммунах, в свою очередь избирают мэра, который также является представителем центра и главой местной полиции.

На механизм государства, классификацию его высших органов особое вли­яние оказывает принцип разделениявластей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.

Законодательные органы.Право издания законов при­надлежит обычно высшим представительным органам. Обо­значаются они общим родовым термином «парламент». В Англии, Канаде, Индии и других странах термин «парла­мент»–собственное имя законодательного органа, в остальных странах он называется иначе.

Расцвет парламентаризма приходится на период станов­ления и развития буржуазного государства. Именно тогда сложился круг его основных полномочий: принятие зако­нов, утверждение бюджета, контроль над правительством в форме запросов и обсуждения его деятельности, выражение (вотум) доверия или недоверия и т.д.Все это получило свое обобщенное выражение в принципе парламентаризма. С усложнением общественной жизни, в ходе социального и научно-технического прогресса обычно наблюдаются возрастание роли правительства и снижение роли парламента. Парламенты в большинстве стран мира состоят из ниж­ней и верхней палаты. Однопалатные парламенты существуют в небольших странах (Дания, Финляндия). Верхняя палата нередко служит своеобразным противовесом обычно более демократичной нижней палате.

Глава государства.Разделенная на три ветви государ­ственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый властеобразующий источник —народ; она вы­ражает единые коренные интересы населения страны. По­этому самостоятельность органов исполнительной законода­тельной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать согласо­ванное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по общему правилу, является единоличным: в конституционных монархиях –монарх в республиках –президент.

Монархв силу конституционных постановлений или сложившихся традиций обладает рядом прав в отношении парламента: созыва сессий, роспуска (обычно нижней палаты), назначения членов верхних палат (там, где это принято), утверждения и опубликования законов. Он назначает (или утверждает) главу правительства и министров, но с учетом мнения фракций партийного большинства или коалиций фракций парламента. Формально он считается верховным главнокомандующим и представляет страну в международ­ных отношениях. Но фактически эти полномочия осуществ­ляются правительством (или соответствующим министром).

В большинстве современных государств главой государ­ства является президент,избираемый либо населением, либо парламентом, либо путем особой избирательной про­цедуры.

Президент принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов в другие государства, в ряде стран ратифицирует (утверждает) международные договоры и соглашения, является верховным главнокоман­дующим вооруженными силами. В некоторых странах пре­зидент имеет право распускать парламент, отказать в одоб­рении закона, передать его на вторичное рассмотрение пар­ламента.

В парламентарных и президентских республиках роль и полномочия президента далеко не одинаковы.

В парламентарных республикахпрезидент – малоактивная фигура во внутренних делах, заслоненная главой правительства, в руках которого сосредоточена реальная власть. Например, роспуск парламента в таких государствах хотя и оформляется указом президента, но осуществляется по решению правительства; для назначения правительства требуется согласие парламента. Акты президента не имеют силы без подписи главы правительства или министра, к ведениюкоторого относится предмет акта.

В президентских республикахпрезидент –централь­ная политическая фигура. Так, президент США наделен Конституцией широкими полномочиями, является одновременно главой государства и правительства. Он возглавляет гро­мадный государственный аппарат, насчитывающий 2,5млн. государственных служащих, из которых около 1500чинов­ников федеральных ведомств назначает сам. Только на выс­шие федеральные должности президент назначает «по со­вету и с согласия» Сената. Он издает указы по различным вопросам государственной жизни.

Особо выделяются в механизме государства местные органы власти. Такие органы или должностные лица (губер­наторы, префекты, комиссары и т.д.)назначаются обычно правительством для управления теми или иными регионами (Финляндия, Люксембург). Нередко наряду с назначенными должностными лицами на региональном уровне функциони­руют избранные населением региона местные представительные органы. Есть государства (Великобритания, Япония), где все функции местного самоуправления выполняет местная администрация, избираемая населением.

studfiles.net

Представительные органы государственной власти

Представительные органы государственной власти – это законодательные учреждения и местные органы власти. Они формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним. Функции законодательной власти осуществляют высшие представительные органы государства (федеральное собрание). Таковыми являются парламенты (сейм, конгресс). Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. Двухпалатная структура устанавливается для поддержания равновесия между законодательной и исполнительной властью.

Функции парламента:

1. Рассмотрение проекта государственного бюджета и его утверждение или отклонение.

2. Контролирует органы исполнительной власти, в парламентарных республиках парламент избирает президента, а также главу правительства и членов кабинета министров.

3. Высшие органы исполнительной власти несут ответственность перед парламентом за свою деятельность.

 

Местные органы государственной власти имеют представительный характер, действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц. Избираются непосредственно населением, им подчинены местные предприятия, местный бюджет, местное благоустройство, транспорт, коммунальное хозяйство, здравоохранение, поддержание правопорядка.

Исполнительные органы государственной власти

Исполнительные органы государственной власти:

Глава государства (принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов, ратифицирует международные договоры и соглашения, является главнокомандующим вооруженными силами страны, может распустить парламент, отказать в одобрении законопроекта, передать его на вторичное рассмотрение парламентом, имеет право смещать министров, чиновников, издает указы, регулирующие государственную жизнь в стране).

Правительство – это высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, который непосредственно осуществляет управление страной.

В различных странах правительство имеет разные названия – совет министров, кабинет министров. Возглавляется главой правительства – премьер-министром; в состав правительства входят министры, возглавляющие министерства, ведомства, а также заместители главы правительства и помощники министров. В федерациях образуются правительства:

1. Федеральное.

2. Членов федерации.

Правительства бывают коалиционными и однопартийными. Министерства и ведомства призваны обеспечивать безопасность страны, поддерживать порядок, осуществлять эффективное, оптимальное управление наиболее важными сторонами жизни. При правительстве могут быть сформированы и специальные комитеты, например, комитет по внешнеэкономическим связям. Исполнительная власть на местах осуществляется либо местными органами, либо должностными лицами, назначаемыми центральной властью, либо совместно теми и другими при строгом разграничении их компетенций.

 

Судебные (правоохранительные) органы государственной власти

Суд – это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном законом государства процессуальном порядке. Деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану прав и интересов граждан и организаций. Суд опирается только на закон и только ему подчиняется. Система судебных органов возглавляется верховными судебными органами, которые во многих странах одновременно выполняют функции конституционного суда. В некоторых странах конституционные суды не входят в систему судов общей юрисдикции, а их состав избирается парламентом. В России члены Конституционного суда утверждаются двухпалатным парламентом. Прокуратура занимается расследованием преступлений; принятием мер к нарушителям порядка, поддержанием в суде обвинения, осуществлением надзора за законностью. Нотариат – удостоверением имущественных сделок; оформлением имущественных прав; засвидетельствованием документов для придания им юридической достоверности.

 

Вооруженные силы

Основная задача Вооруженных сил – оборона страны от внешней агрессии. Руководство ими осуществляют глава государства или глава правительства. Как правило, верховным главнокомандующим является глава государства, при котором функционируют специальные органы: Комитет обороны, совет национальной безопасности и др. Непосредственное руководство Вооруженными силами осуществляет Министерство обороны. В состав Министерства обороны, как правило, входят: Генеральный штаб, управление главнокомандующих видами Вооруженных сил, управление тыла, главные и центральные управления. Министерству обороны, генеральному штабу подчиняются командующие округами и флотами, которые занимаются повседневным управлением военными соединениями и частями. Комплектование Вооруженных сил осуществляется путем всеобщей воинской обязанности, по контракту или по смешанному принципу. Разновидностью воинской обязанности является альтернативная служба.

 

                  
  
Механизм государства
 
    
 
  
Государственные учреждения
 
Государственный аппарат
 
Государственные предприятия
 
 
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий и обеспечивает решение населением вопросов локального значения. Самоуправление осуществляется местным населением (поселка, города, района) через формы непосредственной демократии: выборы, референдумы, органы местного самоуправления.
 
  

 

 

Контрольные вопросы

1. Основные признаки механизма государства, в чем его отличие от аппарата политической партии, профсоюзной организации?

2. Какова динамика развития государственного аппарата у различных народов?

3. Какие существенные изменения претерпел механизм государства в процессе исторического развития?

4. Основные принципы построения и деятельности современного государства. Как они проявляются в государственной жизни РФ?

5. Что такое орган государства? Какие критерии лежат в основе классификации органов государства?

6. Краткая характеристика представительных органов государственной власти. Какое место они занимают в механизме государства?

7. Исполнительные органы государственной власти: их функции и структура.

8. Судебные органы государственной власти, их соотношение с представительными и исполнительными органами современного государства.

9. Место Вооруженных сил в механизме государства.

 

Темы рефератов

1. Механизм государства: понятие, признаки, структура.

2. Борьба с бюрократизмом в современной России: опыт и перспективы.

3. Законодательные, исполнительные и правоохранительные государственные органы: особенности и порядок взаимодействия.

 

Литература

1. Конституция РФ // Российская газета. – № 257, 25.12.1993.

2. Козлов Ю.М. Исполнительная власть: центральные органы федеральной исполнительной власти / Ю.М. Козлов. – М.: МГУ, 1993.

3. Кряжков В.П. Местное самоуправления: правовое регулирование и структура / В.П. Кряжков // Государство и право. – 1992. – № 1.

4. Лушинский В. Президент: власть по праву мандата / В. Лушинский // Российская Федерация. – 1993. – № 1.

5. Мальцев Г. Новый Российский парламент / Г. Мальцев, В. Ефимов // Российская Федерация. – 1993. – № 1.

6. Матузов / Н.И. Теория государства и права: курс лекций / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М., 1997. – С. 95-111.

7. Скуратов Ю.И. Президентская власть в России: конституционные нормы и практика / Ю.И. Скуратов // Право и жизнь. – 1992. – № 4.

8. Чиркин В.Е. Политическая и государственная власть / В.Е. Чиркин // Государство и право. – 1988. – № 1.




infopedia.su

Представительные органы — это… Что такое Представительные органы?


Представительные органы

(англ. representative bodies) — гос-ные и муниципальные органы, состав которых формируется путем выборов в них представителей от всего народа или определенной его части. П.о. являются все избираемые населением органы местного самоуправления (представительные органы местного самоуправления), а также парламенты, (точнее, палаты, парламентов, формируемые в результате избрания их членов).

Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.

  • Представитель налогоплательщика
  • Представительство в налоговых правоотношениях

Смотреть что такое «Представительные органы» в других словарях:

  • Представительные органы — (англ. representative bodies) гос ные и муниципальные органы, состав которых формируется путем выборов в них представителей от всего народа или определенной его части. П.о. являются все избираемые населением органы местного самоуправления… …   Энциклопедия права

  • ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ — выборные органы местного самоуправления, наделенные правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, имеющие силу на территории муниципального образования. До конституционных реформ 1991 1992 гг. функции таких органов… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ) ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — образуемые непосредственно народом, подотчетные ему и ответственные перед ним государственные органы, осуществляющие по полномочию и в интересах народа государственную власть. З.о.г.в. имеют исключительное право принимать законы, бюджет,… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • Органы местного самоуправления — представительные и другие , наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане осуществляют свое право на путем… …   Российское избирательное право: словарь-справочник

  • Органы законодательной власти — (англ legislatures, organs of legislative) в РФ представительные органы гос ной власти Федерации и ее субъектов, управомоченные осуществлять законотворческую деятельность. К О.з.в. относятся Федеральное Собрание Парламент РФ; …   Энциклопедия права

  • Органы государственной власти субъектов рф — (англ. organs/bodies of state pover of subjects of RF) по законодательству РФ о гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме законодательные (представительные) органы гос ной …   Энциклопедия права

  • ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными… …   Юридическая энциклопедия

  • ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — образуемые в установленном федеральным законом порядке для осуществления государственной власти в субъекте РФ законодательные (представительные) органы, органы исполнительной власти, а также не входящие в систему федеральных судов мировые и… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • Органы государственной власти субъектов РФ — 47) органы государственной власти субъектов Российской Федерации законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших… …   Официальная терминология

  • ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СССР — – Советы депутатов трудящихся (см.), избираемые гражданами СССР на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права (см.) при тайном голосовании. Согласно ст. 3 Конституции СССР, вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в …   Советский юридический словарь


jurisprudence.academic.ru

Представительные органы власти — это… Понятие, полномочия, порядок формирования

На протяжении всего времени существования люди пытались создать наиболее эффективные регуляторы отношений внутри социума. Поиски осуществлялись для того, чтобы деятельность человека стала максимально упорядоченной, сформированной и эффективной. Ведь качественная организация есть залог реализации всех поставленных целей. Однако найти удачный регулятор общественных отношений долго не удавалось. Данная проблематика существовала из-за того, что люди брали за основу неправильные факторы построения власти.

На протяжении многих веков деятельность государств основывалась на религии, насилии и других подобных моментах. Лишь в период нового времени ключевым фактором деятельности всех стран стало право. Помимо этого, принципы государственной власть была существенно доработаны мыслителями того времени. Их наработки в области управления державой привели к созданию принципа разделения власти. Он, в свою очередь, заложил фундамент представительной власти, которая на сегодняшний день эффективно работает и развивается. Помимо этого, представительные органы власти Российской Федерации имеют массу собственных особенностей, которые обусловлены спецификой нашей страны в целом.

Принцип разделения государственного управления: понятие, значение

Представительные органы власти – это составная часть аппарата нашей страны. Однако, его деятельность подчинена влиянию некоторых, признанных международным сообществом принципов. Они существуют годами, а также имеют довольно сильное влияние на систему органов власти в любой стране. Одним из подобных является принцип разделения государственного управления на три независящих друг от друга ветви. Согласно его положениям, власть в любом государстве имеет законодательную, исполнительную и судебную составляющую. Стоит отметить тот факт, что принцип существенно изменил понимание людьми особенностей управления государством. Он показал полную неэффективность единоличного управления, которое существовало во многих монархиях. Авторами принципа разделения власти были Жан Луи де Монтескье и Джон Локк.

Невзирая на свою «европейскую» сущность, теория о разграничении управления нашла свое применение и в России. Именно благодаря ей, по сути, появилась представительная власть в том виде, в котором все мы привыкли её видеть.

Что такое управление представительного характера?

Упомянутый в статье термин довольно часто отождествляется с законодательной властью. В данной трактовке есть свои особенности, однако в теории она не совсем верна. Суть в том, что представительные органы власти – это более широкое понятие, нежели законодательные ведомства. Иными словами, последние являются структурной частью первых. В данном случае возникает логический вопрос: чем является представительная власть вообще? В широком понимании данным термином обозначается сфера общественного регулирования, которая создана непосредственно социумом. Иными словами, определенная общность людей, наделенная неотъемлемыми гражданскими правами, делегирует свои возможности определенным органам. То есть, главная особенность представительной власти заключается в её выборности. Данный аспект является ключевым фактором построения демократии в современном обществе.

Понятие представительных органов

Итак, учитывая ранее представленные моменты, можно сделать вывод, что представительные органы власти — это ведомства непосредственно созданные или же выбранные народом определенной страны. Их юридической основой являются делегированные права граждан державы. При этом представительные органы власти функционируют на основе принципа открытости, прозрачности и т.д.

Представительный и законодательный орган

В теории очень часто возникают споры о тождественности определенных ведомств. Как мы выяснили, законодательные органы являются частью представительной власти. По сути, парламент любой страны – это представительный орган, что обусловлено несколькими факторами.

  • Во-первых, законодательный орган избирается непосредственно народом государства.
  • Во-вторых, он наделен исключительным правом издавать нормативные акты высшей юридической силы.
  • В-третьих, парламент, как правило, имеет наибольшие возможности в структуре механизма удержания и противовесов. Иными словами, его влияние на другие органы власти оказывается самым мощным.

Таким образом, законодательные органы являются представительными, но единственный ли они элемент всей системы? В структуру упомянутой сферы регулирования входят также иные ведомства. Они не являются столь обширными, однако их влияние не меньше, чем у парламента. В данном случае мы говорим об органах местного самоуправления. Однако об их особенностях пойдет речь далее в статье.

Полномочия парламента на примере Российской Федерации

Один из самых главных представительных органов РФ обладает рядом исключительных прав. Это говорит о широте его компетенции. Следует отметить, что в России наивысшим представительным законодательным органом является Федеральное собрание. Ведомство имеет две палаты: Совет Федерации и Государственную Думу. Члены обеих палат становятся участниками органа путем их назначения через выборы. К наиболее ярким полномочиям Федерального собрания относится:

  1. Возможность принятия Конституции и поправок к ней.
  2. Издание Федеральных законов.
  3. Реализация контроля за деятельностью органов и соблюдения ими законности.
  4. Иные полномочия, предусмотренные действующей нормативной системой.

Как мы видим, деятельность законодательных органов власти в России является довольно обширной, о чем говорит компетенция подобных ведомств. Однако, Федеральное собрание — не единственный представительный орган на территории РФ. К числу таковых можно причислить большое количество иных ведомств. В теории они имеют название «представительный орган муниципального образования». Иными словами, мы говорим о ведомствах самоуправления на местах, которые существуют на территории всех субъектов России.

Парламенты субъектов Российской Федерации

Местное самоуправление во все времена было уникальным явлением человеческой самоорганизации. В структуре органов государственной власти данная ветвь является абсолютно самостоятельной. При этом теория разделения никогда не допускала наличия местного самоуправления. Тем не менее, его существование попросту необходимо, ведь территориальные единицы, особенно в РФ, объединяют под собой большие людские общности, деятельность которых необходимо регулировать. Следует также отметить, что представительный орган муниципального образования в каждой части нашего государства имеет собственное название, например: в Якутии он называется Саха, в Карелии – Палатой Республики и Представителей, и т. п. Тем не менее, полномочия всех органов местного самоуправления являются относительно схожими.

Права муниципальных образований

Законодательные представительные органы субъектов РФ в своей работе выполняют ряд довольно важных функций. Главной их задачей, как мы понимаем, является издание нормативных актов, локального типа. При этом данные НПА не должны противоречить Федеральному законодательству и, конечно же, Конституции России. К тому же муниципальные органы власти имеют полномочия в сфере регулирования вопросов, связанных с жизнью подконтрольных им территорий. Следует отметить, что парламенты субъектов РФ являются выборными ведомствами.

Заключение

Итак, в статье мы выяснили, что собой представляют представительные органы власти. Это понятие имеет большое количество разнообразных трактовок, которые включают в него всевозможные дополнения. Тем не менее, современная система представительных органов России является довольно эффективной и действенной.

fb.ru

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ) ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ


ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ) ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
— образуемые непосредственно народом, подотчетные ему и ответственные перед ним государственные органы, осуществляющие по полномочию и в интересах народа государственную власть. З.о.г.в. имеют исключительное право принимать законы, бюджет, осуществлять контроль за исполнительной властью. Высшим органом законодательной власти является парламент, в РФ — Федеральное Собрание. Объем полномочий законодательного органа зависит от формы правления. В парламентских государствах исполнительная власть несет ответственность перед властью законодательной. При более «жестких» формах правления власть законодательная принимает только законы, хотя отчасти обладает правом контроля за исполнительной властью. В федеративных государствах власть законодательная осуществляется на двух уровнях — федеральном и региональном. З.о.г.в. — это представительные и законодательные учреждения, которые образуются только путем выборов. Основной вид их деятельности — принятие законов. Специфической формой З.о.г.в. являются сессии, слушания и т.д. Эти органы не образуют единую систему (как это было характерно ранее для Советов), организационно не подчинены друг другу. К числу таких органов в РФ относятся: федеральные органы законодательной власти — Федеральное Собрание РФ; органы законодательной власти субъектов РФ — государственные советы в республиках, законодательные собрания, областные (краевые) думы и др.

(В.Ч.)

Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература. В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец. 2002.

  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Смотреть что такое «ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ) ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ» в других словарях:

  • ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными… …   Юридическая энциклопедия

  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации — законодательные (представительные) и главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, предусмотренные конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, избираемые непосредственно гражданами Российской …   Российское избирательное право: словарь-справочник

  • Органы государственной власти субъектов РФ — 47) органы государственной власти субъектов Российской Федерации законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших… …   Официальная терминология

  • Органы государственной власти субъектов рф — (англ. organs/bodies of state pover of subjects of RF) по законодательству РФ о гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме законодательные (представительные) органы гос ной …   Энциклопедия права

  • ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — образуемые в установленном федеральным законом порядке для осуществления государственной власти в субъекте РФ законодательные (представительные) органы, органы исполнительной власти, а также не входящие в систему федеральных судов мировые и… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • Органы государственной власти субъектов рф — (англ. organs/bodies of state pover of subjects of RF) по законодательству РФ о гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме законодательные (представительные) органы гос ной власти и главы исполнительной власти субъектов РФ,… …   Большой юридический словарь

  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации — В смысле настоящего Федерального закона понимается: под органами государственной власти субъектов Российской Федерации законодательные (представительные) и исполнительные органы власти республик, краев, областей, городов федерального значения,… …   Словарь юридических понятий

  • МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — понятие, широко использовавшееся Конституциями СССР и предшествовавшими ныне действующей Конституциями России и означавшее систему органов, действовавших в пределах автономных областей, автономных округов, административно территориальных единиц… …   Энциклопедический словарь конституционного права

  • КОНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — совокупность закрепленных в Конституции РФ государственных органов, осуществляющих государственную власть в РФ. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 11) этими органами являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ — высшие органы государственной власти, обладающие правом и уполномоченные принимать законы. В демократических государствах государственные представительные коллегиальные учреждения, на которые конституцией в качестве основной функции возложено… …   Энциклопедический словарь экономики и права

Книги

  • Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ. Том 7, Шустров Д.Г.. Седьмой том научно-практического пособия 171;Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ 187;посвящен вопросам разделения властей и системы государственных… Подробнее  Купить за 1787 руб
  • Гамма демократии. Современная избирательная система Российской Федерации, Игорь Борисов. Демократическая избирательная система, применяемая на выборах в представительные (законодательные) органы государственной власти, во многом отражает национальные, исторические, культурные и… Подробнее  Купить за 503 грн (только Украина)
  • Гамма демократии. Современная избирательная система Российской Федерации, И. Борисов. Демократическая избирательная система, применяемая на выборах в представительные (законодательные) органы государственной власти, во многом отражает национальные, исторические, культурные и… Подробнее  Купить за 448 руб
Другие книги по запросу «ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ) ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ» >>

constitutional_law_russia.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *